Успех инкубации зависит от ряда факторов: температурно-влажностного режима, вентиляции, своевременного поворота яиц, чистоты оборудования и воздуха, биологической полноценности инкубационных яиц, качества проведения биологического контроля за ходом эмбрионального развития, сроков переноса яиц в выводные машины, температурно-влажностного режима на выводе и своевременной выборки молодняка из инкубатора. Нарушение одного из этих факторов существенно отражается на выводимости яиц, жизнеспособности и качества полученного молодняка.
Развитие зародыша всецело зависит от состояния окружающей воздушной среды. Ведущим внешним фактором здесь является температура. В естественных условиях обогрев яиц осуществляется за счет контакта его с телом наседки, имеющим, температуру около 40-41°С. Наседка постоянно перемещает яйца, перекатывая их с боку на бок, от центра к периферии и обратно, таким образом, выравнивая температуру около них.
В настоящее время в птицеводстве наседки заменены инкубаторами различных марок и мощностей. В современных инкубаторах система регулирующих приборов надежно обеспечивает заданную температуру и влажность воздуха, воздухообмен и поворот яиц. Однако бывают случаи нарушения принятого режима, ведущие к повышению эмбриональной смертности и снижению качества суточного молодняка. При этом наибольшую опасность для эмбрионов представляют отклонения режима инкубации в сторону высоких температур. В зависимости от момента и времени воздействия повышенной температуры на зародыши гипертермии можно подразделить на:
· острую гипертермию;
· длительную (хроническую) гипертермию в начале инкубации;
· гипертермию во второй половине инкубации;
Острая гипертермия. В первые часы инкубации зародыши безболезненно переносят температуру 41-43°C, близкую к температуре тела птицы. Позднее, с началом закладки осевых органов эмбрионов, такая температура для них губительна. Следствием сильного перегрева во 2-й половине первых суток и на 2-е сутки инкубации является уродство аморфоз, при котором эмбрион представляет собой бесформенную массу, не способен к дальнейшему дифференцированию. Как следствие гибель в раннем эмбриогенезе (Рис.1.)
При остром перегреве на 3-4 сутки инкубации наблюдается прилипание эмбрионов к подскорлупным оболочкам (Рис.2). В более поздние дни инкубации резкое кратковременное повышение температуры ведет к кровоизлияниям - 7-15-дневный эмбрион может оставаться живым при температуре 45-50°C, если продолжительность воздействия температурного фактора не более 1-1,5 часа. У него сильно возрастает частота сердцебиения и пульсация амниона, происходят судорожные движения головы и конечностей, прилив крови к сосудам аллантоиса. У погибших эмбрионов наблюдаются точечные и разлитые кровоизлияния в коже (Рис. 3,4), сердце, печени, головном мозге. Сердце чаще всего анемичное, почти белое. Сосуды аллантоиса при острых перегревах обычно расширены и переполнены кровью. Диагностическим признаком острой гипертермии является одновременная гибель всех или большинства эмбрионов в момент перегрева.
Длительная (хроническая) гипертермия в начале инкубации. В тех случаях, когда температура повышена до 38-410С эмбрионы погибают не сразу, но их развитие нарушается, возникают различные аномалии в развитии.
Высокая температура в первые дни инкубации вызывает ряд патологических отклонений, в результате чего повышается смертность, особенно в первый критический период развития (у кур- 3-4 день инкубации). И чем сильнее имело место повышение температуры, тем больше и значительнее эти отклонения.
При перегреве на 1-2 сутки инкубации наблюдается уродство – аморфоз. У эмбриона нарушается закладка и дифференциация парахордальных органов, нервная пластинка не смыкается, мезодерма не дифференцируется на сомиты. Эмбрион часто похож на бесформенную массу из не- или слабо дифференцированных тканей. На желточном мешке наблюдается интенсивное разрастание бластодермы, в которой идет кроветворение, однако этот процесс не заканчивается полноценным развитием кровеносной системы, в данном случае кровеносных сосудов. Эмбрион погибает, он окружен различной величины кровяными островками (Рис. 5).